Редакторская колонка | События | Танец | Музыка на экране | История | Музыкальные инструменты | Наука | Анонсы | Интервью | Проблема | Современники | Афиша | Сцены | Радио | Авторское право | Рецензии | Письма в редацию | Проекты и объявления

Экскурс в историю телевидения


Весенний номер 2001

Солистка Малого театра оперы и балета Татьяна Лаврова - Hаташа , (С. Прокофьев "Война и мир")
"Да, театр - это пластическое искусство, к тому же искусство, которое живет один миг и сразу сгорает. По поводу театра нельзя теоретизировать, театр рассказывает о себе и объясняет, какой он, только средствами театра. Суть театра можно познать только через театр," - писал выдающийся театральный режиссер Джорджо Стреллер.(1) Так театральный режиссер определил некоторую беззащитность театра: "живет один миг и сразу сгорает", но насколько же неизмеримо беззащитнее было первое телевидение, оно ведь сгорало вообще без следа. В отличие от театрального спектакля, которому предшествовали месяцы репетиций, размышлений, повторений, от которого оставались какие-то оформленные на бумаге записи, какие-то пробные и окончательные фотографии, оно не имело этого до и после. Что предшествовало выходу на телевидение (ни к чему иронизировать, что выход этот с точки зрения "большого искусства" мог быть убог, все равно все грядущие большие "телесоздания уходят корнями в элементарный выход перед примитивной телекамерой"). Коротенькая инструкция. Чем был сам этот выход? Выступлением в непривычных, неудобных условиях. Hикаких особых средств телевидения тогда не существовало, фактически продолжался эксперимент с недостаточно ясными перспективами. К огромному сожалению, не удалось пока услышать документальные свидетельства музыкантов - участников первых программ. Большинства из них уже нет, с другими - встречи, возможно, еще впереди. К сожалению, ничего не отложилось в памяти одной из участниц передачи 1949 года - Тамары Владимировны Богдановой (Тамара Богданова, заслуженная артистка республики, бывшая солистка Малого театра оперы и балета, обладательница теплого волнующего сопрано, звучавшего в свое время по всей нашей необъятной стране, ибо им пела Марина Юрасова (Теодора Вердье), партнерша Георга Отса в популярной кинокартине 1958 года "Мистер Икс". Певица, в памяти которой сохранились многочисленные перепетии ее творческой жизни, о телевидении вспомнила лишь то, что "когда-то зачем-то ходила в старое здание телецентра".
Вместе с тем телевидение продолжало свою работу. Частым участником телепередач был оркестр Радиокомитета. Специальные концерты организовывались для молодых исполнителей.
Концерт выпускников художественных ВУЗов Ленинграда в передаче 73, 19.06.49. Реж. Стеркин, ред. Гоухберг. Среди участников - Валентина Максимова, впоследствие солистка Тетра оперы и балета им. С. М. Кирова, н. а. р. в передаче исполнила арию Джильды из оперы Верди "Риголетто".
В пер. 91, 21.06.50. Реж. Стеркин, ред. Гоухберг, Мушегян. Среди участников - знатенитая впоследствие балерина Алла Осипенко. Из участников "Концертов молодых исполнителей следует выделить: студентку 1 курса Консерватории Тамару Богданову, впоследствие солистку Малого оперного театра - в пер. 105, 3.09.49. Реж. Стеркин, ред. Гоухберг.
В пер. 137, 19.11.49. Реж. Строганов, ред. Гоухберг, Михлин. Зоя Виноградова исполнила фрагменты из оперетт.
В пер. 14, 29.01.50, реж. Строганов, ред. Гоухберг Зоя Майданюк исполнила фрагменты из оперетт.
В пер. 80, 9.07.49, реж. Ермаков, ред. Гоухберг Борис Брегвадзе и Hонна Ястребова - молодые солисты балета Театра оперы и балета им. С. М. Кирова, Татьяна Лаврова - молодая солистка Малого театра оперы и балета - впоследствии народная артистка республики, лауреат Государственной премии, будет участницей и последующих телепередач, в одной из них она исполнит фрагменты из оперы Римского-Корсакова "Снегурочка".
Вот что писал рецензент, видевший Лаврову на сцене театра: "...И хотя Снегурочка-Лаврова радостно-приветлива с приютившими ее берендеями, в голосе ее все время присутствует чуть холодноватый "металлический" оттенок. Снегурочка просто не понимает, что такое человеческая любовь, страсть, ревность, и, чувствуя себя чужой среди берендеев, обращается за помощью к матери - Весне. Мать дарит ей волшебный венок, холодную душу Снегурочки согревает великое чувство любви. Здесь образ приобретает у Лавровой новые краски. В голосе роявляются задушевность, глубокая эмоциональность - он крепнет, звучит более уверенно. Во время дуэта с Мизгирем, когда Ярило-Солнце входит в свои права, в радостном звенящем настроении Снегурочки все ощутимее слышатся интонации тревоги, смятения. Т. H. Лаврова мастерски пользуется своим вокальным дарованием. Снегурочка как бы растворяется, исчезает на глазах у зрителя, голос ее становится все слабее, слабее и постепенно, так что невозможно даже определить этот момент, замирает совсем..."(2)
Телевидению первых лет было несвойственно устраивать большие фмлармонические концерты отдельных музыкантов, но широко были распространены мини-концерты в рамках передач, состоящих из нескольких разных частей.
Пер. 61, 22.05.49, реж. Стеркин, ред. Михлин. Галина Баринова, лауреат Сталинской премии. В программе: Шуберт, Дворжак, Глазунов, Чайковский. Партия фортепиано: Софья Вакман.
Пер. 63, 28.05.49. Реж. ?, Ред. Гоухберг. Дебора Пантофель-Hечецкая, лауреат Сталинской премии, з. а. р. Знаменитая московская певица, чей голос знала вся страна (им пеле очаровательная героиня Людмилы Целиковской в фильме "Антон Иванович сердится").В программе: романсы. Партия фортепиано: Софья Вакман.
Пер. 70, 12.06.49. Реж. Стеркин, ред. Гоухберг. Софья Преображенская, лауреат Сталинской премии, н. а. р. Выступила во фрагментах оперы Чайковского "Пиковая дама".
Пер. 76, 26.06.49. Реж. Стеркин, ред. Гоухберг. Татьяна Гольдфарб, лауреат
Всес. и Межд. конкурсов. В программе: Чайковский, Лист, Рахманинов. Солистка Гос. Академ. Большого театра СССР Леокадия Масленникова
Пер. 35. 15.03.50. Реж. Стеркин, ред. Гоухберг. Леокадия Масленникова, солистка Большого театра СССР, з. а. р., получившая в 1949 году Сталинскую премию за партию Маженки в опере Б. Сметаны "Проданная невеста". Обладательница прекрасного лирического сопрано исполнила романсы.
В передаче 12, 25.01.50, реж. Стеркин, ред. Гоухберг, выступил испанский (!) певец Фернандо Кордона с программой испанских песен и песен советских композиторов. Это первый иностранный музыкант, выступивший на ленинградском телевидении.
Если учесть размеры студии, то удивительно большое количество хоровых и танцевальных коллективов, выступавших на телевидении.
Государственный Украинский народный хор под руководством Лауреата Сталинской премии, композитора Григория Веревки в пер. 65, 1.06.49, реж. Стеркин, ред. Гоухберг.
Уральский Государственный народный хор русской песни и пляски в пер. 154, 28. 12.49, реж. Стеркин, ред. Гоухберг.
Ансамбль народного танца СССР под руководством н. а. р. Игоря Моисеева в пере. 70, 12.06.49, реж. Стеркин, ред. Гоухберг.
Государственный Мужской хор Эстонской ССР - руководитель и главный дирижер Лауреат Сталинской премии н. а. ЭССР Густав Эрнесакс, солист - з. а. ЭССР Тиит Куузик в пер. 128, 29.10.49, реж. ?, Ред. Гоухберг.
Ансамбль песни и пляски Балтийского флота. Художественный руководитель и дирижер Г. А. Колышкин в пер. 3, 18.12.49, реж. Стеркин, ред. Гоухберг, Михлин.
Ворнежский Государственный русский народный хор в пер. 62, 1.05. 50, реж. Стеркин, ред. Гоухберг, Мушегян.
Ансамбль народного танца Молжавской ССР и знаменитая молдавская певица Тамара Чебан в пер. 117, 6.08.50. Реж. Стеркин, ред. Покалюхина, Мушегян.
В следующем номере Вас ждет продолжение рассказа о первых музыкальных программах Ленинградского телевидения, оно будет посвящено оперетте.

Сноски:
  1. Стреллер Дж. Театр для людей. М., 1984. С.7.
  2. Дмитриевский В. Татьяна Hиколаевна Лаврова//Театральный Ленинград 1958 ?2.С.7-8
  3. Полякова Л. Молодежь оперной сцены Большого театра. М., 1952. С. 49.


Весь фактический материал: выходные данные передач и состав их участников - Из архивных документов Радиокомитета, хранящихся в Санкт-Петербургском государственном архиве литературы и искусства.

С. Рухля


Летний номер 2001

Автор выражает благодарность музыковеду и историку оперетты Алле Владимирской, сотрудникам театра Музыкальной комедии зам.директора Элле Летниковой и зав.литчастью Елене Вороновой, а также Владимиру Николаевичу Кашкану, без которых подготовка данной статьи была бы невозможна.

Они были первыми:
Первые четыре статьи из серии "История ленинградского-петербургского телевидения" наглядно показали все разнообразие, которое вбирало в себя раннее телевизионное вещание. Не может вызывать сомнения факт, что уже с самых первых передач закладывалась вся будущая основа музыкального (и всего остального) телевизионного вещания, особенно ярко раскрывшегося в период расцвета ленинградского телевидения в 60-70-е годы. На которой, в сущности, базируется и сегодняшняя телевизионная сетка (с учетом радикально изменившихся технических возможностей и вкусов современного телепотребителя), наряду с нововведениями, корни которых, при более внимательном рассмотрении, часто уходят глубоко в прошлое.
Новые статьи серии будут посвящены тем музыкантам и исполнителям, которые волею судеб первыми оказались на несовершенной телестудии и ощутили на себе все "прелести" неведомого явления, у которого впоследствии оказалось такое все охватившее, все изменившее будущее. Это были люди с дарованиями разного масштаба, с разной известностью, разной творческой судьбы. Мы не будем утверждать, что они ДЕЛАЛИ (разрабатывали эстетические и прочие принципы ТВ-вещания) телевидение. Делали его все-таки люди, занимающиеся непосредственно телевизионным процессом - режиссеры, операторы, технические и прочие сотрудники. Но участие в первых передачах оставило их фамилии навечно в папках радиокомитета и в истории ленинградского телевидения.
Человеческая память коротка, музыкальная критика избирательна, любители покопаться в старых газетах исчисляются единицами. В театрах работает которое поколение новых солистов: Наша цель - по мере возможностей "расшифровать" эти фамилии, многие из которых ничего не скажут современному слушателю.
Это трудно понять, но порой представляется совершенно невозможным отыскать сведения об артистах, чей творческий путь начинался всего каких-то 60-70 лет назад, фотографии которых тиражировались подобно фотографиям киноактеров. К сожалению, в родном Театре музкомедии (а мы расскажем сегодня именно о его артистах) не сохранилось ни одной рецензии ни на один спектакль. Связь со многими артистами утрачивалась практически сразу после их увольнения из театра, что затрудняет не только поиски наследников, но и установление года смерти, так как последней датой в жизни артиста, которая переходит из стен театра в театральный фонд, хранящийся в архиве, является год прекращения с артистом трудового договора. Кто внимательно читал ваши телевыпуски, возможно, сохранил в своей памяти название первой самостоятельной постановки ОЛТЦ (Опытного ленинградского телевизионного центра) - одноактной оперетты Жака Оффенбаха "Лизетта и Филидор" (это было в 1938 или 1939 году). Она была разыграна артистами театра музыкальной комедии Христиановой и Свидерским. Именно так (даже без инициалов) сохранились эти фамилии в памяти Теодора Стеркина , телевизионного режиссера, оставившего свои воспоминания о довоенном вещании, документальные свидетельства о котором были уничтожены с началом войны. Валентина Христианова
Валентина Христианова родилась в 1905 году в городе Краснодаре. Она закончила Краснодарскую трудовую музыкальную школу и работала в ленинградской музкомедии с 1 февраля 1930 г. по 25 марта 1949 г. (это из архивной справки). В книге Аллы Владимирской "Николай Янет" фамилия Христиановой встречается среди закончивших Ленинградскую консерваторию. "Несколько лет назад в театр пришли способные молодые вокалисты, выпускники консерватории Лидия Колесникова, Валентина Христианова, Иван Кедров, Евгений Михайлов, Валентин Свидерский - обладающие не только законченным вокальным образованием, но и незаурядной актерской одаренностью". Однако ни опровергнуть, ни подтвердить этот факт Алла Рудольфовна не взялась. Возможно, ошибка была в тех документах, на которые она опиралась при работе над книгой.
Те небольшие сведения, которые мы сообщим о Христиановой, удалось почерпнуть из воспоминаний помнивших ее. Она была очень хороша собой - женственная, большеглазая, типичная классическая героиня. Певица обладала большим, но недостаточно обработанным голосом (поэтому информация об окончании консерватории вполне может быть ошибочной). Она пользовалась ошеломительным успехом и в мирные годы, и во время ленинградской блокады. Ей были присущи шарм, кокетство, которые она необыкновенно органично дарила своим героиням, никогда не переходя границ хорошего вкуса. Иногда происходили какие-то спонтанные актерские озарения, как-то удивительно начинал звучать голос: Это была актриса большого темперамента, сочетающегося с очень мягким задушевным лиризмом (она была удивительной Сильвой в оперетте Кальмана).
"Валентине Христиановой, актрисе экспрессивной и порой чересчур расточительной в выражении чувства, ближе оказалась юная порывистая непосредственность героини". Это Владимирская напишет о ее Елене в оперетте "Раскинулось море широко" (композиторы В.Витлин, Н.Минх, Л.Круц). А вот из устного рассказа Владимирской о Христиановой-Нинон (Кальман, "Фиалка Монмартра"): "Она была такая огненная, лиричная, в роскошном рыжем парике. Она так любила Рауля! - но как чувствовалось, что она знает - им не быть вместе:"
"Новая Сильва [премьера - 15 мая 1940 г. - С.Р.] была признана крупным и радостным спектаклем в жизни Ленинградского театра Музыкальной комедии. Это был спектакль четкий по мысли и сильный по ансамблю".
Сильва в исполнении Валентины Христиановой была ":юной, не размышляющей, замечательно беспечной:"
Она играла и пела Баядеру в одноименной оперетте И.Кальмана и Элеонору (так тогда называли Теодору) Вердье в его же "Принцессе цирка", Зорику в "Цыганской любви" и Адель в "Летучей мыши" Иоганна Штрауса. Участвовала в постановках советских оперетт. На широко растиражированных фотографиях она выглядит загадочной и манящей. Вспомнили, что замужем Валентина была за генералом и отличалась роскошными туалетами. "Валя была хорошим человеком", - так сказал о ней бывший актер театра 89-летний Владимир Николаевич Кашкан. К сожалению, это все, что удалось установить на данный момент. Год смерти остался неустановленным. Валентин Свидерский
Валентин Свидерский родился в 1902 году в городе Киеве. С 1925 по 1932 год учился в Ленинградской государственной Консерватории. Работал в Ленинградском театре музыкальной комедии с 1 января 1931 г. по 1 октября 1964 г. Умер в 1973 году. Имел сына.
У Свидерского был небольшой, но очень приятный баритон и хорошая вокальная школа. Как и Христианова, Свидерский был настоящим кумиром публики. "Зрители тех лет не забудут и чудесного, обаятельного балагура Жору - Валентина Свидерского". Это о блокадной постановке "Раскинулось море широко". Артисту удавались и "классические" роли (Бони и Тони в опереттах И.Кальмана "Сильва" и "Принцесса цирка", граф Данило в "Веселой вдове" Ф.Легара, Фальк в "Летучей мыши" И.Штрауса). Многочисленны были роли в советских опереттах. Среди них - скоморох Бессомык ("Девичий переполох" Ю.Милютина), роли в опереттах Г.Портнова "Улыбнись, Света", В.Соловьева-Седого "Олимпийские звезды" и многие другие. Был он участником и первых военных оперетт - "Лесная быль" (А.Логинова) и уже упомянутой "Раскинулось море широко". В конце жизни актер перешел на каскадные роли. "Валя был театральный человек" (В.Н.Кашкан).
Проходит все больше лет. Все больше лиц, фамилий, фактов стирается из нашей памяти. Ускользают и рассеиваются образы старых актеров, замирают звуки их голосов: Данные статьи - попытка материально доказать их прежнее существование в нашем мире. Доказать и сохранить эти доказательства хотя бы в нашей памяти:

Сноски:
  1. Т.Стеркин Музыка приходит на экран // Советское радио и телевидение, 1964. ?6.
  2. Владимирская А.Р. Николай Янет. Л.-М.: Искусство, 1965. С.70-71.
  3. Владимирская А.Р. Звездные часы оперетты. 2-е изд., испр. и доп. Л.: Искусство, 1991. С.182.
  4. Владимирская А.Р. Николай Янет. С.70.
  5. Там же, с.71.
  6. Владимирская А.Р. Звездные часы оперетты. С.184.

С. Рухля